Начальное общее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
рассмотрен на заседании педагогического совета протокол № 8 от 28 мая 2013года
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 1 г. Холмска __________О.Я. Пискунова Приказ № 140 от 03.06.2013
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Начальное общее образование 2013/2014 учебный год
2013 г. __________________________________________________
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования на 2013 - 2014 учебный год. 1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.
Учебный план разработан на основе:
с учетом гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821 - 10, введенные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993 ). При реализации учебного плана используются учебники в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». Учебный план школы разработан при соблюдении преемственности с планом 2012/2013 учебного года. 2. Режим организации учебного процесса. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для 2-4 классов – 34 учебных недели, для 1 класса – 33 учебных недели. Продолжительность урока – 45 минут, в 1-х классах в первом полугодии – 35 минут. Режим занятий – две смены: - пятидневная учебная неделя для обучающихся 1 классов; - шестидневная учебная неделя для обучающихся 2-4 классов. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для 1 классов – не более четырех уроков и один день в неделю не более пяти уроков (за счет урока физической культуры); - для 2-4 классов не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков (за счет урока физической культуры). Учебный год представлен учебными периодами: учебные четверти. Аттестация учащихся начального общего образования (2-4 классы) осуществляется по четвертям. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.(СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30). Обучение в первом классе и во втором классе ( первое полугодие) проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.10). 3. Общая характеристика учебного плана. Структура учебного плана и содержание учебных предметов Уровень реализации образовательных программ: 1 -4 классы – основная образовательная программа начального общего образования. Нормативный срок освоения программы начального общего образования – 4 года. 1-3 классы обучаются по новым ФГОС начального общего образования– всего 15 классов. 4 классы в 2013-2014 учебном году продолжают обучение по базисному учебному плану 2004 года– всего 5 классов. Учебный план 1-4 классов состоит из двух частей: - обязательная часть (21 час в неделю - 1класс; 19 часов -2 класс; 20 часов – 3 класс; 21 час – 4 класс); - часть, формируемая участниками образовательного процесса (0 часов- 1 класс, 7 часов - 2 класс, 6 часов- 3 класс, 5 часов – 4 класс). Учебная нагрузка не превышает максимальный объем аудиторной учебной нагрузки. • Общая направленность учебного плана: Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства. Учебный план направлен на решение следующих задач:
Учебный план определяет:
а также отражает особенности образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа включает в себя 20 общеобразовательных классов, из них 18 общеобразовательных, 2 СКК VII вида , обучение в которых реализуется по образовательным системам:
Учебные предметы изучаются в соответствии с программами и УМК, которые определены для каждого класса. Федеральный компонент представлен учебными предметами: Русский язык : Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка Учебный предметй изучается в соответствии с программами и системой учебников: 1А класс: по программе Л.Е. Журовой Русский язык. «Обучение грамоте» и Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О., Букварь, Вентана- Граф УМК «Начальная школа XXI века» 2011г. 1Б,1Г классы: по программе Горецкого В.Г. «Азбука» и Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык», Просвещение «УМК «Школа России», 2011г.
3А,3Г,3Д,3Е классы: по программе Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык», Просвещение «УМК «Школа России», 2012г. 3Б класс: по программе Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф. 2012 г. 3В класс: по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. Русский язык, УМК Образовательная система «Школа 2100», «Баласс» 2011 г. 4А, 4Б,4Г классы: по программе Иванова С.В., Кузнецовой М.И., Петленко Л.В. Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф,2012 г. 4В,4Д классы: по программе Рамзаевой Т.Г.Русский язык, Просвещение «УМК «Школа России»,2009 г. 2. Литературное чтение Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Учебный предмет изучается в соответствии с программами и УМК: 1А, 4А,4Б,4Г классы: по программе Л.А. Ефросининой Литературное чтение, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф, 2011г. 1Б, 1Г, 4Д классы: по программе Климановой В.Г. , УМК «Школа России», Просвещение, 2012 г. 1В класс: по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. Литературное чтение, УМК Образовательная система «Школа 2100», Баласс,2011 г. 2А класс: по программе Климановой Л.Ф., «Литературное чтение» УМК «Перспектива» Просвещение, 2013 г. 2Б,2В,2Д классы: по программе Климановой В.Г. , УМК «Школа России», Просвещение, 2012 г. 2Г,3В классы: по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. Литературное чтение, УМК Образовательная система «Школа 2100», Баласс,2011 г. 3А,3Г3Д,3Е классы: 4 по программе Климановой В.Г. , УМК «Школа России», Просвещение, 2012 г. 3Б класс: по программе Л.А. Ефросининой Литературное чтение, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф, 2011г. 4В класс: по программе Кубасовой О.В. Литературное чтение, Классическая начальная школа, Дрофа 2007 г. 3.Иностранный язык (английский) Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2-го класса по 2 часа в неделю. Иностранный язык формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. При проведении занятий по иностранному языку (2–4 кл.) осуществляется деление классов на две группы: 2А,Б,В,Г,Д, 3А,Б,В,Г,Д,Е классы: по программе Кузовлева В.П. «Английский язык», УМК «Школа России», Просвещение, 2012г. 4А,Б,В,Г,Д классы: по программе Азаровой С.И. и др. Английский язык, «Титул», 2009 г. 4. Математика Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Учебный предмет «Математика» в 1-4 классах ведётся по программам: 1А, 3Б, 4А,4Б,4Г классы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э, Рыдзе О.А., Математика, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф, 2011г. 1Б.1Г, 2Б,2В,2Д, 3А,3Г3Д,3Е, 4В,4Д классы: М.И.Моро, «Математика» УМК «Школа России» Просвещение,2011 г. 1В, 2Г,3В классы: Демидова Т.Е., Козлова Т.А., Тонких А.П. Математика, УМК Образовательная система «Школа 2100» Баласс,2011 г. 2А класс: Петерсон Л..Г. «Математика» УМК «Перспектива», «Просвещение» 2011 г. 5. Окружающий мир Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1- 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание входят дополнительно элементы основ безопасности жизнедеятельности, в курсе изучаются правила дорожного движения. 1А, 3Б, 4А,4Б,4Г классы: по программе Виноградовой Н.Ф. Окружающий мир, УМК «Начальная школа XXI века», «Вентана-Граф», 2012 г. 1Б, 1Г,1Д, 2Б,2В,2Г,2Д, 3А,3Г,3Д,3Е, 4В,4Д классы: по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1-4 кл. УМК: «Школа России», Просвещение,2011 г. 1В, 3В классы: по программе Вахрушева А.А., Бурского О.В., Окружающий мир, Образовательная система «Школа 2100» «Баласс», 2012 г. 2А класс: по программе Плешакова А.А., «Окружающий мир», УМК «Перспектива», Просвещение, 2011 г 6. Музыка Учебный предмет «Музыка» изучается в 1 - 4 - х классах 1 час в неделю: 1-4 классы: по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка» 1-4 кл., УМК «Школа России», УМК «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100». 7. «Искусство» Учебный предмет «Искусство» представлен следующими предметами: «Изобразительное искусство» 1 час в неделю, «Музыка» 1 час в неделю: 1А,3Б классы: по программе Савенковой Л.Г., Ермолинской Е.А. Изобразительное искусство, УМК «Начальная школа XXI века». «Вентана-Граф»,2011 г. 1Б,1Г, 4А классы: по программе Неменской Л.А. УМК «Школа России», Просвещение , 2011г. 1В, 2Г, 3В классы: по программе Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д. Изобразительное искусство, УМК «Начальная школа XXI века», «Вентана-Граф», 2011 г. 2А класс: по программе Шпикаловой Т.Я., УМК «Перспектива», Просвещение , 2011г. 2Б,2В,2Д классы: по программе Коротеевой Е.И. Изобразительное искусство. УМК«Школа России» . «Просвещение»,2012 г. 3А,3Г3Д,3Е классы: по программе Горяевой Н.А. и др.. Изобразительное искусство, УМК «Школа России» . «Просвещение».2013 г. 4Б,В,Г,Д классы: по программе ведется по программе Кузина В.С. «Изобразительное искусство», «Дрофа»,2009 г. 1-4 классы: по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка» 1-4 кл., УМК «Школа России», УМК «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100». 8.«Технология» Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. В рамках учебного предмета «Технология (Труд)», в качестве учебного модуля изучается предмет «Информатика и ИКТ», направленный на овладение обучающимися умениями и навыками работы на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов. Учебный предмет изучается по программам: 1А, 2Б,2Г, 3Б классы: по программе Лутцевой Е.А. Технология, УМК «Начальная школа XXI века» «Вентана-Граф»,2011 г. 1Б,1Г,1Д, 2Д, 3А,3Г3Д,3Е классы: по программе Роговцевой Н.И. «Технология», УМК «Школа России», Просвещение, 2011г. 1В, 2В, 3В классы: по программе Куревиной О.А., Лутцевой Е.А. Технология, УМК Образовательная система «Школа 2100» «Баласс»,2011 г. 4А,В,Гклассы: по программе Малышева Н.А., Технология, 2011 г. 4Б класс: по программе Цирулик Н.А.. «Технология», 2011 г. 2А класс: по программе Роговцевой Н.И. «Технология», УМК «Перспектива», Просвещение, 2011г. 9. Физическая культура Учебный предмет «Физическая культура» в 1 - 4 классах изучается по 3 часа в неделю по программе В.И. Ляха, «Физическая культура» 1-4 кл. Просвещение,2011 г. В 4-х классах 1 час в неделю отводится на изучение ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики» изучается по программе Начальная инновационная школа«Основы светской этики» М.Т. Студеникин М., Русское слово, 2012г. Все учебные дисциплины, составляющие федеральный компонент, входят в учебный план школы и реализуются в полном объёме. Использование часов школьного компонента: В целях формирования языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся добавлены часы на изучение учебных предметов:
3, 4 классы – 1 час;
С целью приобщения младших школьников к самостоятельной исследовательской работе, развития познавательных способностей школьников ,Во 2-х и 3-х классах в части, формируемой участниками образовательного процесса, предусмотрены факультативные занятия:
С целью ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и организации пропедевтической работы по наиболее сложным темам введены групповые занятия:
С целью создания оптимальных условий детям с ограниченными возможностями здоровья, в 3Е, 4Д СКК (VII вид) введены коррекционно-развивающие занятия, направленные на поддержание интереса детей к личности и деятельности сверстников, содействия налаживанию их диалогического общения в совместных играх, занятиях:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени общего образования направлено на обеспечение целостного восприятия мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету. Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Начальное общее образование
|