Логин
Пароль
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Начальное общее образование

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

 

 

рассмотрен

на заседании

педагогического совета

протокол № 8 от 28 мая 2013года

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ № 1 г. Холмска

__________О.Я. Пискунова          

Приказ № 140 от 03.06.2013

 

  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Начальное общее образование

 2013/2014 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

__________________________________________________

 

 

Пояснительная записка

к учебному плану начального общего образования

на 2013 - 2014 учебный год.

1.      Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.

 

Учебный план разработан  на основе:

  • § Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями),
  • § Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 (с изменениями),
  • § Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004)
  • § Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (далее –ФГОС НОО)
  • § Приказа Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 4 классов)
  • § Приказа Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • § Приказов Минобрнауки РФ от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
  • § Приказа Министерства образования Сахалинской области от 19.07.2011  № 862-ОД « Об утверждении Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Сахалинской области»
  • § Приказа Министерства образования Сахалинской области от 17.02.2012г. №257-ОД «О внесении изменений в приказ от 14.12.2011г. №1404 «Об организации введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • § Устава образовательного учреждения;

с учетом  гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821 - 10, введенные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993 ).

При реализации учебного плана используются учебники в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от   19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

Учебный план школы разработан при соблюдении преемственности с планом 2012/2013 учебного года.

2. Режим организации учебного процесса.

Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для 2-4 классов – 34 учебных недели, для 1 класса – 33 учебных недели.

Продолжительность урока  – 45 минут, в 1-х классах в первом полугодии – 35 минут.

          Режим занятий – две смены:

-        пятидневная учебная неделя для обучающихся 1 классов;

-        шестидневная учебная неделя для обучающихся 2-4 классов.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для 1 классов – не более четырех уроков и один день в неделю не более пяти уроков (за счет урока физической культуры);

- для 2-4 классов не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков (за счет урока физической культуры).

Учебный год представлен  учебными периодами: учебные четверти.  Аттестация учащихся  начального общего образования (2-4 классы) осуществляется  по четвертям.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-3 классах -  1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.(СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30). Обучение в первом классе и во втором классе ( первое полугодие) проводится  без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних  заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.10).

3.  Общая  характеристика учебного  плана.  Структура учебного  плана  и содержание учебных предметов

Уровень реализации образовательных программ:

1 -4 классы – основная образовательная программа начального общего образования.

 Нормативный срок освоения программы начального общего образования – 4 года.

1-3  классы обучаются по  новым ФГОС начального общего образования– всего 15 классов.

4 классы в 2013-2014 учебном году продолжают обучение по базисному учебному плану 2004 года– всего 5 классов.

Учебный план 1-4 классов  состоит из двух частей:

- обязательная часть (21 час в неделю - 1класс; 19 часов -2 класс; 20 часов – 3 класс; 21 час – 4 класс);

- часть, формируемая участниками образовательного процесса (0 часов- 1 класс, 7 часов - 2 класс, 6 часов- 3 класс, 5 часов – 4 класс).

Учебная нагрузка не превышает максимальный объем аудиторной учебной нагрузки.

     Общая направленность учебного плана:

Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства.

Учебный план направлен на решение следующих задач:

  • на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • на выполнение основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;
  • на выполнение образовательных программ по учебным предметам начального общего образования.

Учебный план определяет:  

  • структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;
  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;
  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

а также отражает особенности образовательной программы начального  общего образования образовательного учреждения.

Начальная школа включает в себя 20 общеобразовательных классов, из них 18 общеобразовательных, 2 СКК VII вида , обучение в которых реализуется по образовательным системам:

  • УМК  «Перспектива» (2А кл.)
  • УМК  «Начальная школа  XXI века» (1А, 3Б, 4А,4Б,4Г кл.)
  • УМК   «Школа России» (1Б,1Г,2Б,2В,2Д,3А,3Г,3Д,3Е,4В,4Д кл.)
  • УМК    « Образовательная система. Школа 2100» (1В,2Г,3В Кл.)

Учебные предметы изучаются в соответствии с программами и УМК, которые определены для каждого класса.

Федеральный компонент представлен учебными предметами:

Русский язык :

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие  речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка

Учебный предметй изучается в соответствии с программами и системой учебников:

1А класс:  по программе Л.Е. Журовой Русский язык. «Обучение грамоте» и Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О., Букварь, Вентана- Граф УМК «Начальная школа XXI века»

2011г.

1Б,1Г классы:  по программе Горецкого В.Г. «Азбука» и Канакиной В.П., Горецкого В.Г.  «Русский язык», Просвещение «УМК «Школа России», 2011г.

1В класс:  по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. Азбука и Бунеева Р.Н.,    Бунеевой Е.В., Прониной О.В.  Русский язык, УМК Образовательная система «Школа 2100»,  «Баласс» 2011 г.     

2А класс:  по программе Климановой Л.Ф., «Русский язык», УМК «Перспектива», «Просвещение», 2012 г.

2Б,2В,2Д классы:  по программе Канакиной В.П., Горецкого В.Г.    «Русский язык», Просвещение «УМК «Школа России», 2012г.

2Г класс:  по программе  Бунеева Р.Н.,    Бунеевой Е.В., Прониной О.В.  Русский язык, УМК Образовательная система «Школа 2100»,  «Баласс» 2011 г.

3А,3Г,3Д,3Е классы: по программе Канакиной В.П., Горецкого В.Г.    «Русский язык», Просвещение «УМК «Школа России», 2012г.

3Б класс:  по программе Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф. 2012 г.

3В класс:  по программе  Бунеева Р.Н.,    Бунеевой Е.В., Прониной О.В.  Русский язык, УМК Образовательная система «Школа 2100»,  «Баласс» 2011 г.

4А, 4Б,4Г классы:  по программе  Иванова С.В., Кузнецовой М.И., Петленко Л.В. Русский язык, УМК  «Начальная школа  XXI века», Вентана-Граф,2012 г.

4В,4Д классы:  по программе  Рамзаевой Т.Г.Русский язык, Просвещение «УМК «Школа России»,2009 г.

2. Литературное чтение

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Учебный предмет изучается в соответствии с программами и УМК:

1А, 4А,4Б,4Г классы:  по программе Л.А. Ефросининой Литературное чтение, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф, 2011г.

1Б, 1Г, 4Д  классы:  по программе Климановой В.Г. , УМК «Школа России», Просвещение, 2012 г.

 1В класс:  по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.   Литературное чтение, УМК Образовательная система «Школа 2100», Баласс,2011 г.

2А класс:  по программе Климановой Л.Ф., «Литературное чтение» УМК «Перспектива» Просвещение, 2013 г.

2Б,2В,2Д классы:  по программе Климановой В.Г. , УМК «Школа России», Просвещение, 2012 г.

 2Г,3В классы:  по программе Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.   Литературное чтение, УМК Образовательная система «Школа 2100», Баласс,2011 г.

3А,3Г3Д,3Е классы: 4 по программе Климановой В.Г. , УМК «Школа России», Просвещение, 2012 г.

3Б класс:  по программе Л.А. Ефросининой Литературное чтение, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф, 2011г.

4В класс:  по программе Кубасовой О.В. Литературное чтение, Классическая начальная школа, Дрофа 2007 г.

3.Иностранный язык (английский)

 Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2-го класса по 2 часа в неделю. Иностранный язык формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

При проведении занятий по иностранному языку (2–4 кл.) осуществляется деление  классов на две группы:

2А,Б,В,Г,Д, 3А,Б,В,Г,Д,Е  классы: по программе Кузовлева В.П. «Английский язык», УМК «Школа России»,  Просвещение, 2012г.

4А,Б,В,Г,Д классы: по программе Азаровой С.И. и др. Английский язык, «Титул», 2009 г.

4. Математика

           Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на  развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Учебный предмет «Математика» в 1-4 классах ведётся по программам:

1А, 3Б, 4А,4Б,4Г классы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э, Рыдзе О.А.,  Математика, УМК «Начальная школа XXI века», Вентана-Граф, 2011г.

1Б.1Г, 2Б,2В,2Д, 3А,3Г3Д,3Е, 4В,4Д   классы: М.И.Моро, «Математика» УМК «Школа России» Просвещение,2011 г.

1В, 2Г,3В    классы: Демидова Т.Е., Козлова Т.А., Тонких А.П.  Математика, УМК Образовательная система «Школа 2100» Баласс,2011 г.

2А класс: Петерсон Л..Г. «Математика» УМК «Перспектива», «Просвещение» 2011 г.

5. Окружающий мир

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1- 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание входят дополнительно элементы основ безопасности жизнедеятельности, в курсе изучаются правила дорожного движения.

1А, 3Б, 4А,4Б,4Г  классы: по программе Виноградовой Н.Ф.  Окружающий мир, УМК «Начальная школа XXI века», «Вентана-Граф», 2012 г.

1Б, 1Г,1Д, 2Б,2В,2Г,2Д, 3А,3Г,3Д,3Е, 4В,4Д классы: по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1-4 кл. УМК: «Школа России»,  Просвещение,2011 г.

1В, 3В классы: по программе Вахрушева А.А., Бурского О.В., Окружающий мир, Образовательная система «Школа 2100» «Баласс», 2012 г.

2А класс: по программе Плешакова А.А., «Окружающий мир»,  УМК «Перспектива», Просвещение, 2011 г

6. Музыка

Учебный предмет «Музыка» изучается в 1 - 4 - х классах 1 час в неделю:

1-4 классы: по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка» 1-4 кл., УМК «Школа России», УМК «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100».

7. «Искусство»

Учебный предмет «Искусство» представлен следующими предметами: «Изобразительное искусство» 1 час в неделю,  «Музыка» 1 час в неделю:

1А,3Б классы: по программе Савенковой Л.Г., Ермолинской Е.А. Изобразительное искусство, УМК «Начальная школа XXI века». «Вентана-Граф»,2011 г.

1Б,1Г, 4А классы: по программе Неменской Л.А. УМК «Школа России», Просвещение , 2011г.

1В, 2Г, 3В классы: по программе Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д.  Изобразительное искусство, УМК «Начальная школа XXI века», «Вентана-Граф», 2011 г.

2А класс: по программе Шпикаловой Т.Я.,  УМК «Перспектива», Просвещение , 2011г.

2Б,2В,2Д классы: по программе Коротеевой Е.И.  Изобразительное искусство. УМК«Школа России» . «Просвещение»,2012 г.

3А,3Г3Д,3Е классы: по программе Горяевой Н.А. и др..  Изобразительное искусство, УМК «Школа России» . «Просвещение».2013 г.

4Б,В,Г,Д классы: по программе ведется по программе Кузина В.С. «Изобразительное искусство», «Дрофа»,2009 г.

1-4 классы: по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка» 1-4 кл., УМК «Школа России», УМК «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100».

8.«Технология»  

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.  В рамках учебного  предмета «Технология (Труд)»,  в качестве учебного модуля изучается предмет «Информатика и ИКТ», направленный на овладение обучающимися умениями и навыками работы на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов.

Учебный предмет изучается по программам:

1А, 2Б,2Г, 3Б классы: по программе Лутцевой Е.А. Технология, УМК «Начальная школа XXI века» «Вентана-Граф»,2011 г.

1Б,1Г,1Д, 2Д, 3А,3Г3Д,3Е классы: по программе Роговцевой Н.И. «Технология», УМК «Школа России», Просвещение, 2011г.

1В, 2В, 3В классы: по программе Куревиной О.А.,  Лутцевой Е.А.  Технология, УМК Образовательная система «Школа 2100» «Баласс»,2011 г.

4А,В,Гклассы: по программе Малышева Н.А., Технология, 2011 г.

4Б класс: по программе Цирулик Н.А.. «Технология», 2011 г.

2А класс: по программе Роговцевой Н.И. «Технология», УМК «Перспектива», Просвещение, 2011г.

9. Физическая культура

Учебный предмет «Физическая культура» в 1 - 4 классах изучается по 3 часа в неделю по программе  В.И. Ляха, «Физическая культура» 1-4 кл. Просвещение,2011 г. 

В 4-х классах 1 час в неделю отводится на изучение ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики» изучается по программе Начальная инновационная школа«Основы светской этики» М.Т. Студеникин М., Русское слово, 2012г.

Все учебные дисциплины, составляющие федеральный компонент, входят в учебный план школы и реализуются в полном объёме.

Использование часов школьного компонента:

В целях формирования языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся добавлены часы на изучение учебных предметов:

  • Русский язык: 2- классы – 2 часа;

                               3, 4 классы – 1 час;

  • Литературное чтение: 2-4 классы – 2 часа;

С целью приобщения младших школьников к самостоятельной исследовательской работе, развития познавательных способностей школьников  ,Во 2-х и 3-х классах в части, формируемой участниками образовательного процесса, предусмотрены факультативные занятия:

  • « Всё знаю, всё могу» (4А,Б,В,Г классы) Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  М.: Просвещение, 2010г.
  • «  Риторика»  (2-Д,3Б,В,классы) Программа Т.А. Ладыженской, изд. Баллас, 2012 г.
  • «Наглядная геометрия» (2-А,Б,В,Г классы )Сборник программ внеурочной деятельности«Наглядная геометрия», 2011 г.

С целью ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и организации пропедевтической работы по наиболее сложным темам введены групповые занятия:

  • Математика – 2А,Б,В,Г,Д,3А,Б,В,Г,Д,Е,4В классы;
  • Русский язык - 2А,Б,В,Г,Д,3А,Г,Д,4А,Б,Г,Д классы:

    С целью создания оптимальных  условий детям с ограниченными возможностями здоровья, в 3Е, 4Д СКК (VII вид) введены коррекционно-развивающие занятия, направленные на поддержание интереса детей к  личности и деятельности сверстников, содействия налаживанию их диалогического общения в совместных играх, занятиях:

  • « Учимся говорить правильно» , пособие Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития/авт. Л.В. Афанасьева. Изд Учитель, 2009 г.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает  познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени общего образования направлено на  обеспечение целостного восприятия мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету.

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;  личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

 Начальное общее образование

 

Учебные предметы

1

а,б,

в,г

 

СКК

VII

вид

СКК

VII

вид

Всего

Федеральный

компонент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

68

Литературное чтение

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

48

Иностранный язык

-

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

32

Математика

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

80

Окружающий мир(человек, природа, безопасность жизнедеятельности)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

40

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20

ИЗО

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20

Технология (труд), в т.ч. информатика и ИКТ

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

31

Физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

60

ОРКСЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

5

ИТОГО:

21

19

19

19

19

19

20

20

20

20

20

20

21

21

21

21

21

404

Компонент образовательного учреждения

 

7

7

7

7

7

6

6

6

6

6

6

5

5

5

5

5

96

Русский язык  (на прохождение программы, базовый курс)

-

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

27

Литературное чтение  (на прохождение программы, базовый курс и внеклассное чтение)

-

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

32

Факультативные курсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Риторика»

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

3

« Всё знаю, всё умею»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

 

4

«Наглядная геометрия»

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Групповые занятия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

русский язык

-

1

1

1

1

1

1

 

 

1

1

 

1

1

 

1

1

12

математика

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

1

 

 

12

коррекционно-развивающие занятия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Учимся говорить правильно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

2

Итого:

21

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

500

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Политика обработки и защиты персональных данных
click