Логин
Пароль
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Родословная школы

Там, где шумела стройка,

В веселом грохоте, огнях и звонах,

Школа росла, с трудом, но достойно...

     23 августа (5 сентября) 1905 года в г. Портсмуте ( США) был подписан мирный договор, по которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина к югу от 50 – ой параллели. В течение 40 лет на Южном Сахалине господствовали японцы.

    8 августа 1945 года, верное своим союзническим договорам, Советское правительство заявило Японии о том, что с 9 августа « Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией». На это заявление японское правительство ответа не дало. Оно рассчитывало на свою Квантунскую армию, на мощные укрепления на острове и на возможность заключения сепаратного мира с США и Англией.

    В ночь на 9 августа 1945 года войска Забайкальского, 1 –го и 2-го Дальневосточных фронтов, а также корабли и части Тихоокеанского флота под командованием Маршала Советского Союза А. Василевского перешли в наступление против Японии.

Убедившись в бесцельности сопротивления, войска японской Квантунской армии с 19 августа начали складывать оружие и сдаваться в плен.

    20 августа советские войска освободили город Маока (Холмск), а затем Тайохара ( Южно-Сахалинск), Отомари ( Корсаков).

    Враг был разгромлен, и 25 августа над всеми городами и посёлками южной части Сахалина, которая 40 лет находилась под пятой японских империалистов, стали развеваться красные знамена СССР.

    2 сентября 1945 года на линкоре « Миссури», стоявшем в Токийском заливе, министр иностранных дел Сигелицу и начальник генштаба генерал Умэдзу, подписали акт о безоговорочной капитуляции. Этот исторический день был завершающим днём 2-ой мировой войны, длившейся шесть лет, важнейшей составной частью которой была Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии и империалистической Японии.

     С первых дней освобождения острова, хотя было и очень трудно, сразу же стала налаживаться мирная жизнь. Особое внимание было обращено на народное образование.

    Наряду с японскими школами в ноябре 1945 года была открыта первая школа для детей переселенцев, которые приезжали по путёвкам с Северного Сахалина и из других областей нашей необъятной Родины.

   Здание первой школы было решено расположить в старой японской гимназии. При школе сразу же был оборудован интернат, куда из близлежащих маленьких посёлков и хуторов привозили детей служащих железной дороги.

   Первым директором этой школы был назначен Скубко Иван Васильевич приказом № 12 по гражданскому управлению Маокского района от 14 ноября 1945 года.

    Зачислить на должность зав. школой города Маоко товарища Скубко Ивана Васильевича с 16 ноября 1945 года с окладом содержания по штатному расписанию.

   С этой даты начинается история средней школы № 1. В первые два года , когда ещё было немного учеников, часть здания занимала японская школа. Позднее всё здание было передано средней школе № 1.

  В 1948 году был осуществлён первый выпуск учащихся, закончивших среднюю школу № 1. Их было 20 человек.

    - Что же представляло собой здание школы?

   Оно состояло из двух корпусов, имеющих форму буквы "Г", и с очень высокими потолками и окнами. Раньше в этом здании была гимназия для японских детей. Классные комнаты были огромные, в них могли свободно разместиться 60 учеников (в японских школах наполняемость в классах составляла 60 учащихся). В каждом кабинете на возвышении были кафедры, на которых преподаватель мог свободно разместить любую наглядность, а также огромные доски в ширину всей классной комнаты. В кабинетах стояли железные печки-буржуйки, при помощи которых отапливались помещения. Позднее в школе было проведено паровое отопление.

    Раньше зимой на южном Сахалине было гораздо теплее, чем сейчас, но во время холодов и особенно сильных ветров с моря в кабинетах, конечно, было очень холодно, но учителя и ученики стойко переносили эти неудобства. Занятия в школе отменялись очень редко.

   В гимназии после японцев остался очень богатый кабинет биологии. В огромных стеклянных аквариумах различной формы (круглых, квадратных, очень высоких) была представлена почти вся флора моря: крабы, осьминоги, различные моллюски, змеи, ежи, черви, различные рыбы. Аквариумы были очень большие и тяжёлые, поэтому во время пожара их спасти не удалось. Позднее в школе были очень хорошо снабжены наглядностью кабинеты химии, физики, продолжал пополняться наглядностью и кабинет биологии. Гордостью учебного заведения была богатая библиотека и духовой оркестр. Он находился в небольшой комнате на втором этаже.

   Во время пожара его сохранить не удалось. Ребята, которые занимались в этом кружке, успели забежать в комнату, выбросили инструменты со 2 –го этажа, но они пришли в негодность. Играть на них уже было невозможно.

  В школе был дружный сплочённый коллектив молодых учителей- энтузиастов, которые помимо уроков бесплатно проводили большую внеклассную работу : регулярно совершали с учащимися экскурсии , походы, проводили интересные классные часы, а также вели различные предметные кружки: хоровой, спортивной гимнастики, танцевальный, кружок выразительного чтения… Школа ежегодно принимала участие в смотре художественной самодеятельности, который проводился в весенние каникулы, и часто занимала первые места.

    Славу школе приносил хор, в котором всегда насчитывалось более двухсот человек, учащихся старших классов. Руководил хором солдат из воинской части, человек, влюблённый в своё дело, а позднее, когда была расформирована часть, посвятивший несколько лет работе с детьми – Кадыков Михаил Устинович.

  Во дворе школы имелся большой спортивный зал со сценой, где проводились не только уроки физкультуры, но и школьные вечера, а иногда вечера танцев для молодёжи всего города.

  Большую помощь учителям в проведении вечеров, в подготовке к художественной самодеятельности оказывали учащиеся старших классов. Вместе с педагогическим коллективом учителей они гордились своей школой и берегли её честь. Выпускники первой школы живут и работают во многих городах нашей необъятной Родины, а также и в своём любимом городе Холмске.

   В 1948 году был осуществлён первый выпуск учащихся, закончивших среднюю школу № 1. Их было 20 человек. В архиве школы сохранилась фотография выпускников 1948 года, их фамилии и имена.

   Старое здание школы сгорело в октябре 1961 года. До этой трагедии руководили педагогическим коллективом школы № 1 5 директоров: Голубева, Русиновская Элеонора Леонидовна, Новиков Сергей Матвеевич, Шилов Александр Васильевич, Абрамова Ирина Петровна.

   После пожара первая школа работала в здании школы № 8. Здание новой школы начало функционировать с 1963 года. С этой даты и по настоящий день её руководителями были: Макарчук Евгений Николаевич, Бондаренко Валентина Андреевна, Шилов Александр Васильевич, Васильева Вера Георгиевна, Пинк Людмила Николаевна, Космачёва Татьяна Михайловна, Герман Фёдор Антонович, Чукардина Виолетта Александровна, Трусова Наталья Томасовна, Пискунова Ольга Яновна.

Бондаренко Валентина
Фёдор_2
Виолетта 3
Томасовна
Пискунова
     
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Политика обработки и защиты персональных данных
click